Самодержавие на пути к краху (1900-1917)Страница 8
В такой ситуации у власти оставались два выхода: или подавить революцию и установить диктатуру, или отступить и удовлетворить выдвинутые народом требования. Для подавления революционных масс не хватало сил, т.к. войска были на Дальнем Востоке. Николай II вынужден был отступить и издать Манифест 17 октября о «даровании» народу «незыблемых основ гражданской свободы» - неприкосновенности личности, свободы слова, собраний и союзов. Был обещан созыв Государственной думы с законодательными правами, провозглашалось создание объединенного Совета министров. По значимости Манифест приближался к конституционному акту, предполагал качественное изменение политического и социального строя России. В то же время в нем не говорилось о сословном и национальном равноправии, о равенстве избирательных прав, об учреждении ответственного перед Думой правительства. Следовательно, сохранилась почва для дальнейших столкновений общества и власти.
Последовали и другие социально-политические акции: проведена политическая амнистия, восстановлены конституционные права Финляндии, отменены выкупные платежи. Появление Манифеста было восторженно встречено в обществе, особенно либералами, оно усилило конституционные иллюзии, легализовало политические партии и революционную печать. Формировались традиционно-монархические партии и организации, в их числе несколько сословно-дворянских организаций и всесословный «Союз русского народа». Общими для всех монархических организаций являлись приверженность триаде «Самодержавие. Православие. Народность», защита сословного строя, антисемитизм. «Союз русского народа» был наиболее массовой партией и в 1907 г. насчитывал 410 тыс. человек из числа крестьян, мелких городских собственников, некоторых слоев рабочих, духовенства, дворян, буржуазии. Привлекались традиционалистски настроенные слои населения через организацию массовых митингов, демонстраций, молебнов, еврейских погромов и др. Целью этих организаций считалась борьба с «крамольниками», нарушающими святые для Руси традиции, т.е. революционерами, интеллигенцией, евреями. В еврейских и интеллигентских погромах, прокатившихся после появления Манифеста, погибли более 1,6 тыс. и получили ранения 3,5 тыс. человек.
Расправы и погромы чинились вооруженными дружинами, «черными сотнями», названными по наименованию низового, беднейшего торгового класса Московского царства ХУ1-ХУП вв. По мнению Г.Федотова, «черная сотня есть русское издание или первый русский вариант национал-социализма». При фанатичности ненависти, при насильственности действий, принимавших характер «погрома и бунта, движение таило в себе потенции разинщины. Власть, дворянство вскармливали его - но на свою голову». А Николай II назвал «Союз русского народа» «надежной опорой законности и порядка в отечестве нашем». В нем собрано было «самое дикое и не-I культурное в старой России . его идеи победили в ходе русской революции». Та же дикость и жестокость творилась революционерами, например, после Февральской революции, когда насиловали женщин на перекрестке улиц при хохочущей толпе или сбрасывали офицеров с борта корабля. Общими, характерными для них, были такие черты, как антилиберализм, фанатичная ненависть, насилие, бунт, погром, безжалостное истребление человеческих жизней и т.д.
Осенью 1905 г. происходило и формирование либеральных партий. Левое, радикальное крыло либерального движения образовало конституционно-демократическую партию на базе «Союза освобождения» и большинства земско-городских съездов. Основные требования партии кадетов - правовое государство в виде конституционной монархии, равноправие, культурное самоопределение наций, политическая автономия для Польши, принудительное отчуждение частновладельческой земли, восьмичасовой рабочий день. Социальную базу кадетской партии составили прежде всего интеллигенция, средние городские слои, слой предпринимателей, а также незначительное число землевладельцев, рабочих и крестьян.
«Измена, и трусость, и обман». От Могилёва до Екатеринбурга.
«После того открыл Иов уста свои, и проклял день свой. И начал Иов, и сказал: «Погибни день, в который я родился…» Это цитата из книги библейского Иова многострадального. Николай II родился 6 мая, в день Иова, и поэтому считал себя обречённым на неудачи и страдания. Но у них был и вполне реальный источник. Николай II вступил на престол ...
Российская империя в ХVШ столетии
«Эпоха дворцовых переворотов». Историей этой эпохи - как и эпохой Петра - занимались десятки историков. Время интересное - Россия европеизировалась, тянулась к Западу, хотела быть на него похожей - но все процессы шли в Восточной Европе иначе, чем в Западной (потому что - страна аграрная, крепостное право, сохранялась община и общинное ...
Политический кризис 1992 – 1993 годов в России.
Противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, и контролируемая им исполнительная ветвь власти, сторонники Ельцина, с другой стороны — руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов.
1 декабря 1992 года
— в Москве открылся седьмой Съезд народных ...