Самодержавие на пути к краху (1900-1917)Страница 3
Основным противоречием в развитии экономики страны стал колоссальный разрыв между ростом промышленности и сельского хозяйства с его архаичным способом производства. Почти пятая часть общего урожая зерновых вывозилась на экспорт. Но делалось это за счет недоедания, при регулярно повторяющихся неурожаях.
Одной из причин кризиса сельского хозяйства было помещичье землевладение и крестьянское малоземелье. Из 86 млн. крестьян 75 млн. были малоземельными или безземельными. Зато 1% собственников владел более чем 30% земли. Отсюда и антогонизм между крестьянами и помещиками. Другими причинами кризиса сельского хозяйства являлись аграрное перенаселение, низкий уровень культуры земледелия, сохранение полуфеодальных отношений (отработки, издольшины, общинного землевладения, трёхпольной системы и др.).
В политической сфере Россия на рубеже XIX и XX веков оставалась абсолютной монархией. В стране, в отличие от развитых государств, до сих пор не было конституции, представительных органов власти, политических свобод, легальных партий и профсоюзов. В этом она была уникальной среди европейских стран, отставая даже от Японии, где в 1890 г. появился парламент. Естественно, что все это вело к обострению противоречий между самодержавием и нарождающейся оппозицией.
Вступивший в 1894 г. на престол Николай II (1894-1917) оказался последним русским государем. Как человек заурядный, он меньше всего подходил к управлению огромной империей в наступившие бурные времена. Его слабоволие и ошибки, ограниченность и неспособность отвечать требованию времени лишь приблизили гибель самодержавия. Даже свое царствование он начал с трагедии. Она была связана с коронацией Николая II, по поводу которой на 18 мая 1896 г. были назначены народные гуляния на Ходынском поле (место военных учений, изрытое окопами и рвами). Возможность увидеть царя, получить бесплатную выпивку и закуску привела сюда полмиллиона человек. Толпа в условиях отсутствия элементарного порядка и в желании получить угощения создала страшную давку, в которой задохнулись и были затоптаны 1389 человек и изувечены 1300.
Николай II был сторонником охранительства и консерватизма, отверг "бессмысленные мечтания" либералов о конституции. В этом царя всемерно поддерживали традиционалисты, имеющие сильные позиции при дворе и дворянской среде. За продолжение реформ ратовали либеральная (земская и городская) интеллигенция, торгово-промышленная буржуазия, либеральные помещики, часть чиновничества. Последовательным сторонником модернизаций был министр финансов граф С.Ю.Витте, по инициативе которого проведен ряд реформ, в т.ч. денежная, налоговая, введена винная монополия. В 1897 г. принимался закон об ограничении рабочего времени 11,5 часами. Даже эти незначительные реформы были приостановлены, т.к. они встретили противодействие со стороны традиционалистско-монархических сил, во главе которых стояли К.П.Победоносцев и В.К.Плеве, поддерживаемые царем.
Министр внутренних дел Плеве и его сторонники уповали на исключительность и самобытность России, сохранение общины, удобной для сбора налогов. Поэтому власти не шли на радикальные реформы и к 1905 г. ограничились лишь обеспечением переселения крестьян на свободные земли, расширением деятельности Крестьянского банка. Царский манифест в феврале 1903 г. отменил круговую поруку крестьянских обществ за своих членов, в то же время провозглашая «неприкосновенность общинного строя крестьянского землевладения».
Тем временем к началу XX века политическая обстановка в стране крайне обострилась. За один только 1903 г. бастовало более 200 тыс. рабочих. Растущее рабочее движение принимало политический характер: 53% рабочих выступлений имели политические требования. Массовый характер приобретало крестьянское движение. Волна беспорядков, переходившая в бунты, наблюдалась на Украине и Среднем Поволжье. За период с 1902 по 1904 гг. власти насчитали 670 «крестьянских восстаний». Обычно они начинались с разгрома помещичьих усадеб, затем крестьяне занимали поля и угодья помещиков, уводили скот.
Итоги внутренней политики
самодержавия к концу 70-х – началу 80-х гг. XIX в. Приход к власти Александра
III и начало ревизии реформ 1860-70-х гг.
Несмотря на реформы 60-70-х гг. XIX в. Россия оставалась абсолютной, сословной монархией, где правительство стремилось сохранить абсолютизм и сословный строй. Тем не менее, в связи с развитием капитализма дворянство утрачивало свое главенствующее положение в экономике. Из 395 млн. десятин земли европейской России (в том числе 280 млн. д ...
Ограничение самодержавия в России в начале XX века
Самодержавная власть предпринимает первую попытку реально сформировать высшее представительное учреждение России. При этом предполагалось максимально ограничить и урезать влияние этого учреждения на государственную политику. В первом проекте (6 августа 1905 г.) компетенция Государственной думы сводилась к сугубо совещательной функции. В ...
Государственное и муниципальное управление в СССР в 1980-е годы
Все изменения шли по линии увеличения числа общесоюзных и союзно-республиканских министерств, укрепления бюрократического аппарата. Количество министерств возросло до 160, а общая численность управленцев достигла 18 млн. человек. В результате система государственного управления в СССР к началу 80-х гг. оказалась в состоянии глубокого кр ...