Материалы » Функции исторического познания. Методология истории » Методология науки и курса всеобщей истории

Методология науки и курса всеобщей истории

Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития метода (способов исследования) как показывает познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод — это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории. ru.musictext.net

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественной — материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально-исторические методы исследования:

1. хронологический — предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

2. синхронный — предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

3. дихронный — метод периодизации;

4. историческое моделирование;

5. статистический метод.


Начало упадка Османской империи
Во второй половине XVI века господствующий феодальный класс стал препятствием на пути дальнейшего роста производительных сил страны. Ведя бесконечные войны и усиливая эксплуатацию крестьянства и торгово-ремесленных слоев в городах, феодалы разоряли основной источник материального благополучия Турции. Главной причиной ослабления Османско ...

Причины феодальной раздробленности и её оценка в исторической литературе
С 1068 г.начинается период междоусобиц – власть переходила из рук в руки. Политический распад Киевской Руси в XI–XII вв. привел к образованию десятка отдельных княжеств (Киевского, Турово-Пинского, Полоцкого и т. д.). Киевский престол занимал старший в роду князь, а остальные размещались по старшинству в городах более или менее значите ...

Поволжье
При объезде землеустроительных работ на Поволжье, Столыпин вынес следующие впечатления и мысли: «Делу землеустройства положено прочное основание; оно развивается и понемногу становится для крестьян своим близким делом. В народной психологии можно подметить уже и теперь признаки оздоровляющего влияния начал землеустройства; там, где пере ...