Этапы развития исторической наукиСтраница 2
Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469—1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории — имущественную. www.mainedu.ru
III
этап.
В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668—1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). А. Тюрго (1727—1781) —французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист — считал, что историей общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106—43 до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха. Однако в целом западноевропейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений, т.е. Нового времени, несмотря на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистических позициях. Для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (хотя и метафизически), они в изучении истории оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупнейшими ее представителями на Западе были Ф. Гиэо (1787—1874), О. Тьерри (1795—1856), Ф. Минье (1796—1884), М. Генри (1818—1881), Г. Карлейль (1795—1881 Л М. Маколей (1800—1859). Французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства. В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776—1861) и С. Онкекн создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).
Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания и появление марксизма.
Исторический метод (принцип) подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся признавали до Маркса представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770—1831). Однако последовательно принцип историзма был разработан К. Марксом (1818—1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895). Его отличительная черта — распространение на все сферы объективной действительности — природу, общество, мышление. Маркс и Энгельс писали: «Мы знаем только одну единственную науку — науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».
Историческая мысль Востока в XVII—XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам — и по содержанию работ, и по их форме.
В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686—1756), «История Российская» М.М. Щербатова (1733—1799) в 20 книгах.
Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766—1826). Его главный труд — «История Государства Российского», написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева (1820—1879), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817—1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841—1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н. Грановский (1813—1855).
Меры веса и денежный счет.
Изучение особенностей мер веса и денежного счета Древней Руси представляет несомненные трудности, так как вопрос о денежном счете пока еще является дискуссионным: нет единого мнения ни о характере денежного обращения, ни о происхождении денежно-весовых единиц.
Трудность лри решении этих вопросов состоит в том, что в денежных кладах вст ...
Версия Кремля
19 июля 1918 г. «Правда» и «Известия» опубликовали следующее сообщение: «Президиум Уральского областного совета принял решение о казни Николая Романова и 16 июля привёл его в исполнение. Жена и сын Романова были отправлены в безопасное место».[33] Это сообщение тиражировало первоначальную ложную информацию екатеринбургских властей о том ...
Биремы и либурны.
Биремы представляли собой двухъярусные гребные суда, а либурны могли строиться как в двух -, так и в одноярусном варианте. Обычное число гребцов на биреме – 50-80, количество морских пехотинцев – 30-50. Для того, чтобы повысить вместимость этих кораблей, даже небольшие биремы и либурны нередко комплектовались закрытой палубой, чего обыч ...