Российская империя в первой половине XIX в.Страница 2
3) Расширение товарности = модернизация производства.
2 х увеличение посевных площадей.
Многопольный севооборот.
С/х техника. Расширение ассортимента земледельческих культур.
Картофель – полевая культура.
Увеличение посевов сахарной свеклы. Виноградарство, табаководство.
Юг, северо-запад – наемный труд Þ новые производственные отношения.
застой в производительных силах
низкая продуктивность
экспорт хлеба – за счет голодания основной массы населения
Промышленность
Частновладельческие и государственные мануфактуры.
Нерентабельные, малопродуктивные, не удовлетворяют потребности.
Застой в отраслях с принудительным трудом.
Первая половина XIX в. – потеря Уралом лидирующего положения в промышленности. Посессионные и приписные мануфактуры.
Отставание по выплавке чугуна (в 3,5 раза от Англии).
14-кратное увеличение использования наемного труда за первую половину XIX в.
30-40-е гг. XIX в. – начало промышленного переворота.
Легкая промышленность. Производство железа (паровой двигатель вместо конного).
Машинное оборудование – Англия, Бельгия.
Зарождение русской машиностроительной промышленности.
Первые – в Петербурге.
Нижний Новгород – Сормовский завод.
Новый социальный слой – вольнонаемные рабочие.
Принудительный труд невыгоден на фабриках и заводах.
Не хотят приобретать новые навыки; ломают механизмы.
Вольнонаемный труд = эффективное производство.
Жители городов, крестьяне, крепостные «отходники».
К 1860 г. – 4/5 вольнонаемных рабочих.
До конца XIX в. – нет фабричного законодательства.
Не лимитирована з/п, продолжительность рабочего дня, применение женского и детского труда, страхование и т.д.
По сравнению с Западной Европой: более низкая з/п, наиболее продолжительный рабочий день.
Бесконтрольная эксплуатация = мощный социальный протест в конце века.
Формирование новых промышленных районов:
Северо-Западный (Петербургский),
Центральный (Московский)?
Харьковский.
Все остальные (кроме Урала) – нет промышленности!
Вдали от центра – натуральное хозяйство.
Домотканая одежда, собственное питание, сами возводят дома.
Кустарное производство. Характерно для многих отраслей легкой промышленности (наряду с фабричным).
Производственно-художественные села: Палех, Гжель и т.д.
В первой ½ XIX в. – крепостная, кустарная, вольнонаемная мануфактуры, первые фабрики и заводы.
Финансы. Накопление капиталов.
Эмиссия ассигнаций (финансирование войн, поддержка дворянства).
Первая ¼ XIX в. – 4 x эмиссия
Обесценивание ассигнаций.
Павел I, Александр I – попытки преодолеть.
1839-1844 гг. – финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.
Серебряный рубль.
С 1843 г. – обмен ассигнаций на кредитные билеты (3,5/1). Кредитные билеты – на серебро.
Бездефицитный государственный бюджет (Крымская война 1853-1856 гг.).
Накопление капиталов – медленно и, чаще всего, незаконно.
Новые буржуазные династии – Сапожниковы, Морозовы, Бибиковы, Кондрашовы.
Многие родоначальники – из крепостных. Менталитет.
Деньги из торговли – в промышленность.
Торговля.
Медленное формирование всероссийского рынка.
крепостное право
нищенское существование
низкая покупательная способность населения
Основные покупатели: дворянство, купечество, часть горожан.
Увеличение ассортимента; расширение торговых операций.
Появление на рынке ПРОМЫШЛЕННЫХ товаров.
Торговые центры – ЯРМАРКИ. Нижегородская, Ирбитская, Ростовская
Развитие магазинной торговли.
Крупные магазины: Тверская, Петровка, Кузнецкий мост.
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ.
Экспорт > Импорт = активный баланс.
Экспорт: хлеб, лес, сало, пенька, щетина, воск, мед, меха, икра, золото, полудрагметаллы
Импорт: предметы роскоши, модная одежда, мебель, машины д/мануфактур (мало), химические продукты, колониальные товары.
Слабые попытки буржуазии освоить внешнюю торговлю.
Восточноазиатские рынки – только к концу века, после завоевания.
Транспорт.
Москва – центр, куда идут все дороги.
Ж/д сеть – по этому же принципу.
Связь с Западной Европой – Балтика, Черноморье.
Небольшой торговый флот. Использование иностранных судов.
Внутренняя СПС – архаична.
1810 г. – Мариинская система каналов. Петербург – волжский торговый путь.
Тихвинская система: центр России – Балтика.
Первые пароходы. К середине века – более 10.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ.
С конца 30-х г. XIX в.
1837 г. – Петербург – Царское село.
1839 г. – Варшавско-Венская.
1843-1851 г. – Петербургско-Московская железная дорога.
Александр I. Начало правления.
Смута. Ухудшение социально -
экономического положения.
В начале XVII в. Россия пережила тяжелый период своей истории, получивший название у современников, а затем у историков Смутного времени или Смуты. Это общенациональный кризис, поразивший экономику, общество и государство. Основные проявления кризиса: резкое ухудшение жизни большей части населения; обострение борьбы между различными сло ...
Внешняя политика Екатерины II
Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине 18 в., была борьба за выход к южным морям – Черному и Азовскому. С третьей четверти 18 в. во внешнеполитической деятельности России значительное место занял вопрос об освобождении от иноземного господства земель Украины и Белоруссии и объединении в одном госуд ...
Административная реформа
Местное управление в Японии в эпоху сегуната достаточно традиционно для средневековых государств: домениальное управление с достаточно большой, но не гарантированной автономией сельских общин (бураку) и условное держание земель служилой знатью, дайме. Унификация местного управления проходи в эпоху Мэйдзи (1868-1912). В результате реформ ...