Российская империя в первой половине XIX в.Страница 10
Журналы.
«Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).
«Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).
Появилась литературная критика.
Жесткая цензура.
1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).
Архитектура.
Первая половина XIX в. – поздний классицизм.
Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.
Петербург.
Адмиралтейство – А.Д.Захаров
Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.
Казанский собор – А.Н.Воронихин.
Исаакиевский собор[4] – Монферран.
Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.
Москва.
Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площади – О.И.Бове.
Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.
Неглинка убрана под землю.
Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.
Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.
Конец первой ½ XIX в. – кризис классицизма.
Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)
Искусство.
Утверждаются романтизм и реализм.
Официальное направление – академический классицизм.
Живопись.
О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).
К.П.Брюллов – историческая живопись, портрет, пейзаж.
«Последний день Помпеи».
А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.
А.Г.Веницианов – бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.
«На пашне (Весна)».
П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».
«Сватовство майора», «Свежий кавалер».
Скульптура.
Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.
Колонна на Дворцовой площади, СПб – Монферран.
Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.
Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.
Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.
Театр.
Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).
Государственные театры.
Петербург: Александринский и Мариинский
Москва: Большой и Малый
Классицизм и сентиментализм.
Первые десятилетия XIX в.
В.А.Озеров. Исторические пьесы
Романтизм.
Ф.Шиллер, В.Шекспир и др. русские и зарубежные авторы.
Н.В.Кукольник. Исторические пьесы.
Д.И.Фонвизин и И.А.Крылов. Комедии.
В.А.Каратыгин – Гамлет.
П.С.Мочалов. Роли в постановках по Шиллеру, Шекспиру.
Реализм.
30-е – 40-е гг. XIX в.
Н.В.Гоголь. «Ревизор».
Николай I: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех!»
А.С.Грибоедов. «Горе от ума».
М.С.Щепкин. Малый театр. Роли Городничего («Ревизор»), Фамусова («ГоУ»).
Е.С.Семенова. Трагическая актриса.
А.Е.Мартынов. Александрийский театр. Хлестаков («Ревизор»), Митрофанушка («Недоросль»).
Музыка.
Поиск собственных путей самовыражения.
Развитие национальной музыкальной школы
Русский романс.
А.А.Алябьев – «Соловей».
А.Е.Варламова – «Красный сарафан».
А.Л.Гурлиева – «Матушка-голубушка».
Композиторы.
М.И.Глинка
Музыка к
опере «Жизнь за царя» Н.В.Кукольника,
опере «Руслан и Людмила»,
романс «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина.
А.С.Драгомыжский
Опера «Русалка»
Итог.
Наибольшие успехи России в первой ½ XIX в. – в области культуры.
Завершился процесс складывания литературного языка и формирования национальной культуры.
Предпосылки и движущие силы
освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.
Одним из условий Люблинской унии 1569 г. - одного из ключевых событий истории Восточной Европы XVI-XVII вв. было присоединение украинских земель непосредственно к Польше. На плодородные земли Украины хлынули польские феодалы, как грибы стали расти фольварки - барские имения. Неуклонно развивался процесс закрепощения крестьянства, постеп ...
Начало реформ
Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная “революция сверху” приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться о ...
Россия в XVI веке. Формирование абсолютизма
Складывание абсолютизма в России представляло собой длительный процесс. Предпосылки его возникновения складывались уже во второй половине XVI века, что проявилось в усилении централизации государственного управления, ликвидации остатков удельной раздробленности, ликвидации местничества. Особую роль в формировании абсолютизма в России иг ...

