Церковная реформа и Раскол.
Одним из важнейших событий в XVII в., повлиявшим на дальнейшую историю России, была церковная реформа. Ее начал проводить в 1653 г. патриарх Никон, один из самых ярких людей своей эпохи, прошедший путь от нижегородской крестьянской семьи до патриаршего престола благодаря своим выдающимся способностям. Он стремился укрепить церковную организацию. Для устранения различий в местной церковно-обрядовой практике была проведена большая работа по унификации обрядов, по пересмотру и исправлению религиозных книг и канонов иконописания. Авторитетные церковные деятели того времени поддерживали саму идею реформы, но часть из них /протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. / выступила резко против того, как это предлагал сделать патриарх. Никон считал, что унификацию в церкви надо проводить на основе греческих образцов. Такой вариант реформы открывал дорогу для распространения влияния русской церкви на украинскую и южнославянские православные церкви. Никона поддерживал царь Алексей Михайлович. Нововведения /исправленные богослужебные книги, иконы, обряды: троеперстие вместо двоеперстия во время крещения, произнесение трижды, а не дважды "аллилуя" во время церковной службы и т. д. / были одобрены церковными соборами в 1654-1655 гг. Реформа меняла только внешнюю, обрядовую сторону, не затрагивая основ церкви и православия. Тем не менее, перемены в церкви стали для русского православного общества событием большого значения. Противники Никона считали, что русская церковь сохранила "древнее благочестие" и поэтому ее реформа возможна только на основе древних русских богослужебных книг. Круг защитников "старой веры" расширялся по мере того, как Никон стал использовать реформу для усиления власти патриарха и насильственно насаждать нововведения, публично сжигая, к примеру, иконы старого письма, решительно расправляясь с недовольными. Протест "староверов", идеологами которых были протопопы Аввакум, Даниил и др., получил широкую поддержку различных слоев общества, которое впервые за всю историю перестало быть монолитным в церковном смысле и раскололось.
Так возникло в народе движение, получившее название "Раскол". Раскольники идеализировали и защищали старину, с ненавистью относились ко всему новому, массами уходили за учителями раскола в далекие леса Севера, за Волгу, и там основывали раскольничьи общины - скиты. Наиболее радикальные раскольники ради спасения души и во имя "старой веры" решались даже на самоуничтожение. В сущности это было консервативное движение, но с 1660-х годов оно стало приобретать форму социального протеста, а преследования раскольников со стороны церковных властей и правительства еще более усиливали этот протест.
Конечно, царь и правительство были на стороне официальной церкви. Но при этом сам инициатор реформы вскоре оказался не у дел. Пока Никон был в дружеских отношениях с царем, его главенствующее положение в церкви было прочным. Но как только этот необыкновенный властолюбец попытался приравнять свою патриаршую власть с монаршей, сразу все изменилось и, в конце концов, в 1658 г. в отношениях между царем и патриархом произошел разрыв. Демонстративные попытки Никона отстоять свою независимость закончились тем, что собор вселенских патриархов, созванный в 1666 г. в Москве, осудил поведение Никона и снял с него патриарший сан.
Политический распад Руси никогда не был полным.
Самостоятельные княжества-государства сохраняли немало черт общерусского единства. Волжский и Днепровский торговые пути укрепляли связи между ними. Власть великих киевских князей, пусть призрачная, формальная, цементировала Русь. Церковь с митрополичьей кафедрой в Киеве оставалась общерусской организацией. "Русская правда" име ...
Владимир Мономах.
В 1113 г. в Киеве умер нелюбимый великий князь Святополк Изяславич. Его смерть стала сигналом к восстанию. Жадный и корыстолюбивый, он успел возбудить всеобщую ненависть. Народ разграбил двор тысяцкого Путяты, дома ростовщиков. Киевляне не захотели принять на престол старейших в роде черниговских Святославичей. Пригласили Владимира Моно ...
Законодательная основа самодержавия при Павле I
В сравнении с «золотым веком» последние годы XVIII в., годы правления Павла I, кажутся временем регресса и разрушения достигнутых в предыдущее царствование успехов в управлении государством. Чтобы понять и правильно оценить недолгое царствование Павла I, следует учитывать, что император взошел на престол в возрасте 42 лет; это был челов ...