Правление Ярослава Мудрого.
После смерти Владимира в 1015 г. началась усобица между сыновьями. Её начал старший в роду - приёмный сын Святополк /его отцом был Ярополок, а матерью - Рогнеда/, которого Владимир не любил. Убив братьев Бориса, Глеба и Святослава, Святополк утвердился в Киеве, получив прозвище "Окаянного". Следующий за ним по старшинству 28-летний Ярослав, сидевший в Новгороде, собирает войско и вступает в борьбу за престол. Несколько лет братья воевалили с переменным успехом, пока удача не улыбнулась Ярославу.
Святополк бежал за границу и умер в пути. Ярослав же, сумевший пробиться к отцовскому престолу, сохранял его почти 35 лет /1019-1054/, оттеснив от управления остальных братьев.
Правление Ярослава считается временем расцвета Киевской Руси, её наивысшего могущества. В 1036 г. он разгромил печенегов, и они перестали нападать на Русь. На правом берегу Днепра была возведена новая линия укреплений, граница Руси продвинулась до реки Рось. Ярослав совершил несколько походов против ятвагов, ляхов, а в землях прибалтийской чуди построил крепость Юрьев.
Члены русского княжеского дома породнились со многими королевскими домами Европы. Сам Ярослав женился на дочери шведского короля Инигерде, дочь Анастасию выдал за венгерского короля, Елизавету - за норвежского принца/после его гибели она вышла замуж за датского короля/, Анну - за французского короля Генриха I. Сын Ярослава Владимир был женат на сестре польского короля, а Всеволод-на дочери византийского императора Марии.
В 1016 г., готовясь к походу на Святополка, Ярослав ввёл в Новгороде первый на Руси писаный свод законов - "Русскую правду", который стал потом действовать во всём государстве. Он устанавливал порядок и законность назначив наказания за различные преступления, ограничивал кровную месть-пережиток родового общества. Вместе с тем "Русская Правда" отразила и развивающееся социальное неравенство : наряду со свободными людьми в ней говорится и о зависимом населении - челяди и холопах.
При Ярославе укрепилась церковь, которая сделала первый шаг к независимости от Константинополя. Вместо назначаемого из Византии митрополита-иностранца Ярослав выдвинул русского священника Илариона, который был избран на этот пост собранием русских епископов в 1051 г. Ярослав, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений, за что и был прозван "Мудрым".
При нем по стране развернулось грандиозное по тем временам строительство: закладывались новые города, возводились церкви. В 1037 г. в Киеве был заложен собор Святой Софии, где потом князь был похоронен. Открывались школы, были созданы первые библиотеки.
Умирая, Ярослав распределил управление Русью между пятерыми сыновьями. Трое старших получили наиболее важные уделы Изяслав - Киев и Новгород, Святославу досталась Черниговская и Муромо-Рязанская земли, Всеволоду - Переяславль и Суздаль. Ярослав завещал сыновьям жить в согласии и во всём слушаться старшего Изяслава.
Индустриализация
Индустриализация, в отличие от коллективизации и раскулачивания, являлась объективно-необходимым процессом, отвечающим интересам модернизации страны. От индустриализации напрямую зависели уровень промышленного развития страны, экономическая независимость, обороноспособность, переоснащение всех отраслей народного хозяйства на основе ново ...
Крещение Руси.
Этому шагу предшествовала языческая реформа Владимира. Он попытался заменить племенные верования единой общегосударственной религией, сплотив языческие культы в пантеон богов во главе с Перуном. По приказу князя у дворца в Киеве и в некоторых городах были поставлены идолы Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Однако язычество уже ...
Перун
Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — боже ...