Материалы » Отечественная история » Восточные славяне и их соседи в VI - IХ вв. Расселение и быт восточных славян.

Восточные славяне и их соседи в VI - IХ вв. Расселение и быт восточных славян.
Страница 1

О расселении восточных славян рассказывает "Повесть временных лет", данные которой уточнены археологами. Славянские земли простирались от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев реки Прут, Днестр, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Здесь, начиная с VI в., сложилось около полутора десятков племенных союзов образовавшихся путем объединения нескольких племен вокруг более сильного, давшего название всему союзу ( поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, уличи, тиверцы, волыняне, белые хорваты, кривичи, полочане, ильменские словене).

Основным занятием славян было земледелие в сочетании со скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслом и торговлей. В южной лесостепной зоне господствовала переложная система земледелия, в лесной - подсечно-огневая. С VII-VIII вв. распространением железных пахотных орудий повсеместно развивается пашенное земледелие, хотя в лесах подсека преобладала до ХIII в. Уходит в прошлое необходимость в больших родовых коллективах, начинается распад родовой общины и переход к соседской, разрушается родовое равенство.

VI-VIII вв. - последний этап родоплеменного строя у славян /период военной демократии/. Высшим органом управления продолжает оставаться народное собрание/вече/, но его значение падает. В условиях постоянных войн растет влияние военных вождей /князей/, Князь, избиравшийся ранее на вече, превращает свою власть в наследственную. Вокруг него формируется сначала временная, а затем постоянная дружина, которая в мирное время помогает управлять племенем. Военно-дружинная знать, сильная своей корпоративной сплоченностью, оттесняет на второй план родо-племенную. Добровольные подношения соплеменников, позднее превращаются в постоянную дань-полюдье с подвластного населения. Полученный доход становится для знати основным источником существования, значение же военной добычи падает. Сбор дани был первой формой эксплуатации свободного земледельческого населения в славянском обществе. Распространилось и рабство, в которое обращали в основном иноплеменников.

Ряд исследователей полагает, что военно-дружинные корпорации становились верховными собственниками земель, населенных общинниками-земледельцами. Это означает, что славяне в IХ в. начинают переходить к феодальным отношениям, хотя основная масса общинников даже во времена Киевской Руси была лично свободной.

Разложению родового строя способствовали отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности зарождение городов и рост внешней торговли. На торговых путях, близ резиденции князей, языческих капищ возникают поселения ремесленников. Так появляются Киев, Смоленск, Любеч и др. Они становятся племенными, религиозными, ремесленно-торговыми центрами и крепостями. Через славянские земли пролегали торговый путь "из варяг в греки", торговые магистрали на восток и на запад. Они не только расширяли контакты с внешним миром, но и связывали воедино племена, разбросанные по необъятным просторам Русской равнины.

Быт славян к этому времени сильно изменился под воздействием начавшегося разложения родоплеменного строя и контактов с соседями, однако по-прежнему отличался патриархальностью. Между племенами, стоявшими на разном уровне развития, появилось немало различий. Нестор особо выделял обычаи и семейные традиции полян, противопоставляя им древлян, радимичей, вятичей и северян, которые "жили в лесу как звери". У них сохранялся древний обычай умыкания невест на игрищах. Умерших славяне сжигали, помещая их в деревянные ладьи /это означало, что человек уплывает в подземное царство/, а затем устраивали тризну. Иногда вместе с покойником хоронили одну из его жён.

Обычаи славян были связаны с языческими верованиями, уходящими корнями в далёкое прошлое. Славяне обожествляли силы природы и поклонялись предкам. Наиболее почитаемыми были: Даждь-бог/бог плодородия/, Ярила/бог животворящих сил природы/, Стрибог/бог ветра/, Перун/бог грозы, войны и оружия/, выдвинувшийся вперёд в период военной демократии, Велес /бог скота/, Хорс /бог сонца/, который вместе с Симарглом / бог почвы/, пришёл из мира иранских племён, и др. Был сильно развит культ предков /Род, Рожаница, Пращур/, культ "берегынь"/доброго, помогающего человеку духа/, а также духов, олицетворяющих зло /упыри, злебоги, оборотни/. Славяне верили в домовых, кикимор, чертей, леших, русалок.

Соседи славян. Ближайшими соседями славян были финно-угорские племена, балты и кочевники степей.

Финно-угры /чудь, меря, весь, мурома и др. /, многочисленное, но редкое население лесной зоны, занимались в основном рыболовством и лесными промыслами. Сюда шёл поток славянской колонизации. Но конфликты были редки, ибо земли хватало всем. Происходила взаимная ассимиляция /смешивание/ угро-финнов и славян.

Страницы: 1 2


Дорога Жизни.
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов. Судов на Ладоге было крайне мало и по этому они не смогли существенно помочь голодающему городу. Наступил ноябрь ...

Общественная мысль в России 30-50-х гг. XIX века
Консервативная мысл - теория С.С. Уварова "официальной народности", целью которой являлось: "Изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение, от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в оных душах разумное уваже ...

План «Дорожная карта»
«Цель плана, - говорится в письме Генерального секретаря ООН Кофи Аннана правительст­ву Израиля и Палестинской Автономии, - окончательное и все­объемлющее урегулирование палестино-израильского конфликта к 2005 г., как это было заявлено в речи президента Д ж. Буша от 24 июня 2003 г. и приветствова­лось ЕС, Россией и ООН в заяв­лениях по ...