Исключительные женщины греческого мира. СапфоСтраница 2
В Малой Азии, в городе Сарды, существовали организованные девические хоры. На острове Лесбос было несколько таких девичьих обществ, которые даже соревновались между собой. И самым прославленным девичьим обществом было общество под руководством Сапфо. Ее поэтический дар и слава ее подопечных были известны всему культурному тогдашнему миру. Отовсюду из Греции, Малой Азии, с островов Эгейского моря к ней стекались девушки для обучения игре на лире, пению, стихосложению, танцам. Здесь они получали музыкальное и поэтическое образование. Девушки объединения назывались мусополами, то есть «слушательницами муз» [47. с. 82]. Занятиями и публичными выступлениями руководила Сапфо. Живая, веселая, отзывчивая и чистосердечная поэтесса, безупречный музыкант и новатор в музыке, она сумела создать школу, память о которой сохранилась надолго. www.edubrilliant.ru
Им сказала: женщины, круг мне милый,
До глубокой старости вспоминать вам
Обо всем, что делали мы совместно
В юности светлой
Много мы прекрасного и святого
Совершили. Только во дни, когда вы
Город покидаете, изнываю,
Сердцем терзаясь.[16. с. 60].
Круг интересов содружества определяла и основную тематику поэзии Сапфо: это – женские культы с их празднествами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука. Сапфо размышляет о красоте и любви, иллюстрируя свои мысли мифологическими примерами и личными переживаниями: «Самое красивое на земле – то, что мы любим» [цит. по: 25. с. 22].
О смерти Сапфо существует легенда, будто бы она (в 60 лет) страстно влюбилась в холодного красавца, лодочника Феона. Когда тот не отвечал ей взаимностью, Сапфо покончила жизнь самоубийством: в отчаянии бросилась с Левкадской скалы в волны Ионического моря. [47. с. 86]. На самом деле это позднейшее измышление. Имя Феона встречается в песнях, где он является мифологической фигурой, одним из любимцев Афродиты. О выдумке говорит и то, что о нем ничего не знали современники поэтессы: Геродот и Алкей, земляк и современник Сапфо. Ее друг Алкей обращается к ней с такими словами:
Сапфо фиалкокудрая, чистая, с улыбкою нежной,
Очень мне хочется тебе сказать кой-что тихонько,
Только не смею: мне стыд мешает…[4.39].
В различных городах Греции ей ставили статуи. Древние художники не раз воспроизводили ее бюст на геммах. На ее могиле поэт начертал такие слова:
Пепел лишь Сапфо да кости, да имя закрыто землею,
Песни ж ее вдохновенной бессмертие служит уделом [4. с. 43].
Еврипид посвятил поэтессе, обучавшей мастерству стихосложения самого Пиндара и Аспазию, удивлявшей эллинов своей мудростью и даром предвидения следующие строки:
Люблю я тонкие сети
Науки, люблю я выше
Умом воспарять, чем женам
Обычай людей дозволяет…
Есть муза, которой мудрость
И наша отрада; жены
Не все ее видят улыбку –
Меж тысяч одну найдешь ты, -
Но ум для науки женский
Нельзя же назвать закрытым…[38. с. 93].
Таким образом, можно утверждать, что женщины, выходя по тем или иным причинам из-под власти мужчин, становясь неким исключением, получая доступ к общественной жизни, оставляли в ней огромный вклад. Ибо, что такое древнегреческая поэзия без Сапфо?
Палестина в современных условиях
На сегодняшний день можно сказать, после парламентских выборов, завершившихся безоговорочной победой террористической группировки ХАМАС, Палестина оказалась на пороге гражданской войны. Между отрядами проигравшего выборы движения ФАТХ и исламистами идут настоящие бои - пусть пока еще они и носят локальный характер.
Руководство ФАТХ ...
Столыпинские реформы
П.А.Столыпин сыграл особую роль в период думской монархии. Как выходец из старинного дворянского рода, он защищал интересы самодержавия и стремился лучше приспособить его к новым условиям. Наряду с учреждением военно-полевых судов в августе 1906 г., была разработана широкая программа реформ, инициатором которых был Столыпин. Свою страте ...
Внутренняя политика
На протяжении второй четверти XIX в. Правительство вынуждено было проводить двойственную политику: с одной стороны после восстания декабристов, едва не лишившего Николая I престола, власть стремилась не допустить повторения, что вело к усилению реакции и государственного контроля над обществом. С другой - правительство не могло игнориро ...