Столыпинские реформыСтраница 1
П.А.Столыпин сыграл особую роль в период думской монархии. Как выходец из старинного дворянского рода, он защищал интересы самодержавия и стремился лучше приспособить его к новым условиям. Наряду с учреждением военно-полевых судов в августе 1906 г., была разработана широкая программа реформ, инициатором которых был Столыпин. Свою стратегическую задачу он видел в создании "великой России".
Ключевым в его программе был аграрный вопрос. Начало аграрной реформе было положено указом 9 ноября 1906 г., который дал крестьянину право выхода из общины с принадлежащим ему земельным наделом и выделять свой надел в личную собственность. Крестьяне могли соединить разрозненные участки в один отруб, выселяться на отведенные земли, создавая хутора. Был издан также закон 15 ноября, разрешивший (в отмену закона 1893 г.) продажу и залог крестьянских надельных земель. Затем был принят закон 14 июня 1910 г. с дополнением, что деревни, в которых не было земельных переделов со времени освобождения крестьян, считаются автоматически перешедшими к единоличному владению.
Государство помогало многим крестьянам в приобретении земель через посредство Крестьянского банка. Банк в рассрочку продавал им земли, скупая их у помещиков и получая от государства. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли. Такая практика была выгодной для работоспособной части крестьян, она помогла им встать на ноги, однако бедняки ею не смогли воспользоваться, вынуждены были наниматься батраками, переселяться в города или в Сибирь. Правительство всячески поощряло заселение Сибири, давало переселенцам пособия и льготы. Отпускаемые им кредиты увеличились в 4 раза по сравнению с предыдущим периодом.
Разрушение общины было давно назревшей проблемой, так как переход от общинного владения землей к созданию класса крестьян-собственников был объективной необходимостью. За это еще раньше выступал и Витте. Однако царизму было удобно сохранить общину, которая была низшим звеном управления крестьянами, взыскивая с них подати и выкупные платежи. Теперь, когда революция, I и II Думы показали, что царь не может рассчитывать на крестьян, он решил общину разрушить и создать класс фермеров как новую опору монархии. Всего за 1906-1915 гг. общину покинули 2,5 млн. крестьянских хозяйств, что составляло около 25% всего числа крестьян-домохозяев. Пик освобождения из-под опеки сельской общины приходился на 1908 и 1909 гг. Случаи полного роспуска общины в целом были крайне редкими (всего 130 случаев). Свободные крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли.
Фермеры лучше хозяйствовали и обогнали общину по урожайности, поставками товарной продукции в города и на экспорт. Урожайность полей значительно поднялась: вместо традиционных 30-35 пудов с десятины средний за пятилетие 1908-1912 гг. урожай ржи составлял 51 пуд с десятины, озимой пшеницы - около 57 пудов.
Надежды правительства на переселение крестьян в Сибирь также не оправдались. В 1907-1914 гг. на заселение Сибири выехали 3,5 млн. человек, из них 1 млн. вскоре вернулись обратно.
Кое-какие сдвиги намечались и в проведении школьной реформы. На основе закона 3 мая 1908 г. предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 гг. бюджет народного образования увеличился втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Всего же в стране в 1914 г. насчитывалось 150 тыс. школ, не хватало порядка еще 150 тыс. начальных школ из-за отсутствия финансов. На просвещение Россия тратила 43 копейки на душу населения, в то время как Англия и Германия — около 4 рублей, а США - 7 рублей. Основная масса населения оставалась неграмотной, что затрудняло модернизацию страны.
Реформы оказались запоздалыми, у страны не было 20 лет, на которые уповал Столыпин. В итоге царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян - собственников земли. Серьезным изъяном реформы было сохранение помещичьего землевладения, что тормозило ход преобразований. Реформа проводилась бюрократическим аппаратом насильственными методами при сопротивлении дворянских «верхов», которые опасались появления экономического конкурента в лице фермеров.
Анализ причин распада СССР
В 1991 году был завершён процесс распада Советского Союза. Существуют две принципиально разные точки зрения на причины распада СССР. Приверженцы первой из них считают, что распад СССР был неизбежным следствием демократических преобразований, а некоторые даже утверждают, что распад СССР был неизбежен.
Представители другой точки зрения у ...
Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века
С индустриализацией промышленности в социальном строе России стали складываться новые классы капиталистического общества - буржуазия и пролетариат, происходило усиление политических амбиций буржуазии и общественная роль рабочего класса.
В результате в России к началу ХХ века сложились следующие основные классы общества:
- дворяне (1,4 ...
Понятие "дипломатия". Роль дипломатических отношений в развитии
государств.
Дипломатия призвана обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные дискуссии и переговоры с представителями других стран. В её задачу входит продвижение интересов государства и разрешение возникающих проблем с помощью нормальных дипломатических каналов и неформальных связей. Дипломатия представляет собой совок ...