Россия на рубеже XX-XXI века
Страница 1

Говоря о политическом и экономическом положении России в современном мире мы должны провести анализ ее состояния как минимум за последние десять лет уходящего века, полных драматических событий и потрясений. Особое место среди них занимают августовские 1991 года события, которые стали точкой отсчета качественно нового этапа - процесса обновления нашего общества и государства: время реформирования системы, просуществовавшей более семидесяти лет, закончилось. Эти события показали, что перестройка, содержание, темпы и формы которой справедливо подвергались критике, сделала немало: общество оказалось способным дать решительный отпор политическим авантюристам. Путчисты попытались с помощью военной силы, вернуться к тоталитаризму, административно-командной системе, вновь использовать страх как инструмент государственного управления, превратить конституционные институты власти в фасадную демократию, а права и свободы граждан - в пустые декларации. И сегодня, спустя почти десять лет, для подрастающего поколения необходимо осмыслить и главное понять те уроки, которые следует извлечь из событий августа 1991 года. Это касается буквально всех сфер жизни страны и отнюдь не сводится к совершенствованию функций органов, призванных защищать конституционный строй, к улучшению законодательства. В этой связи надо отметить, что до трагических событий августа 1991 года происходили изменения в государственно-правовой сфере; закладывались правовые основы плюрализма в экономической и политической жизни, разделения властей в государственной организации Союза и республик, развертывались институты местного самоуправления, прорисовывалась новая система отношений Союза и республик, намечаемая в проекте нового Союзного Договора, по которому большинство республик решало идти путем дальнейшей демократизации и экономической реформы, путем укрепления своего суверенитета. Это не устраивало те силы, которые объединились в заговоре. Многим в эйфории митингов и шествий конца августа показалось, что крушение тоталитарного режима в результате провала путча откроет широкую и плавную дорогу в долгожданное демократическое завтра, в сообщество цивилизованных государств. Однако жизнь, как всегда, оказалась сложнее упрощенных представлений и умозрительных схем. Последовавший за развалом коммунистической системы правления фактический распад властных структур Центра, "парад независимости" бывших союзных республик, и все это на фоне кризисного экономического положения, обострили и без того тяжелейшие, десятилетиями накапливавшиеся проблемы некогда могущественной сверхдержавы. Без сомнения, августовский путч спутал многие карты в политической игре, обесценил важные, с большим трудом достигнутые договоренности и в известном смысле прервал эволюционное продвижение общества на пути к демократии. Обстановка в стране в августе, если рассматривать ее с позиции необходимости принятия чрезвычайных мер, была нисколько не хуже, чем в июне или мае. Действительно популярность М.С. Горбачева в широких слоях населения падала, полки магазинов были пусты, разгул преступности достиг небывалых размеров. У значительной части населения накопился взрывоопасный потенциал недовольства происходящим вокруг, росла политическая апатия. Уже тогда, видимо, формировалось ядро будущего ГКЧП. В него, судя по всему, вошли люди разных политических пристрастий. Большинство составляли неосталинисты из числа бывших партийных функционеров и лидеров ВПК. Думается, заговорщиков подтолкнули к выступлению: ведь 20 августа намечалось открытие подписания нового союзного договора, которое создавало условия для существенных ограничений полномочий и центральных органов власти, и ее аппаратно-бюрократической верхушки. В стране сложились оппозиционные коммунистической верхушке структуры власти в лице Верховного Совета РСФСР и ее Президента. Не имея в своих рядах сильного, популярного в глазах народа лидера и начав выяснение отношений друг с другом, они оказались морально и психологически сломленными, что, в конечном счете, и предопределило провал переворота. Не ожидали заговорщики и решительной реакции мирового сообщества, практически единодушно осудившего антиконституционный переворот в СССР. В результате, гэкачепистам не удалось привлечь на свою сторону и значительной части государственного аппарата. Таким образом, переворот уже с самого начала носил чисто верхушечный характер и потому при сильном сопротивлении социально активных слове общества и пассивно-выжидательной позиции других был обречен на провал. Путч начался 19 августа и продолжался три дня. В первый день были оглашены важнейшие документы руководителей государственного переворота. Вице-президент СССР Г. Янаев в указе, изданном от его имени, объявил о вступлении в "исполнение обязанностей Президента СССР" "в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем своих обязанностей". В "Заявлении советского руководства" извещалось об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению в составе: Бакланов О.Д., Крючков В.А., Павлов В.С., Пуго Б.К., Стародубцев В.А., Тизяков А.И., Янаев Г.И. (и.о. Президента СССР). Формально возглавлял комитет Г. Янаев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Гражданская война и политика военного коммунизма
Ярыми врагами новой власти выступили бывшие хозяева России: помещики и капиталисты, реакционная интеллигенция и другие. Страны Антанты вместе с антисоветскими силами внутри страны начали компанию по ликвидации власти рабочих и крестьян. Россия вступила в период затяжной гражданской войны. Она началась 29 мая 1918 года, восстанием чехос ...

Запросы
В связи с преданием суду бывшего директора департамента полиции Лопухина, Столыпин отвечал в Государственной Думе 11-го февраля 1909 года на запрос, касавшийся бывшего сотрудника полиции Азефа и его деятельности. Последний обвинялся левыми партиями Думы в провокации; к этому добавлялось, что Правительство в качестве такового сознательно ...

Палестинское движение сопротивления в 1974- 1981гг.
Роль ООП в борьбе против поэтапной дипломатии США в 1974— 1975 гг. В 1974 г. свое участие в решении арабо-израильского конфлик­та политическими средствами ООП обусловила требованиями учета в ходе урегулирования национальных прав арабского народа Палестины и своего права выступать в качестве единственного законного предста­вителя палести ...