Материалы » Жизнь Александра I » Реформаторская деятельность Александра 1

Реформаторская деятельность Александра 1
Страница 3

Ободренные этим первым начинанием, некоторые свобо­домыслящие помещики возымели желание, вступая в согла­шение со своими крепостными крестьянами, освобождать их на волю целыми селениями. Доселе не существовало за­кона о таком массовом освобождении крестьян.

Сын екатерининского фельдмаршала граф Сергей Ру­мянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Прави­тельство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли всту­пать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев»[9]. www.pguides.ru

Закон 20 февраля был первым решительным выраже­нием правительственного намерения отменить крепостное право.

Серьезные меры для улучшения положения крепост­ных крестьян были предприняты в эти годы лишь в При­балтийском крае. «Положениями», изданными для кресть­ян Лифляндской иЭстляндской губерний в 1804 и 1805 гг., запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам пре­доставлялись гражданские права, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды; крестьяне станови­лись наследственными владельцами своих участков, раз­меры их повинностей и платежей в пользу господ должны были определяться особыми комиссиями.

Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Новоучрежденное ми­нистерство народного просвещения с состоящим при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но, в значительной мере осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего образования. План этот, из­ложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии (с очень широкой программой преподавания), университеты.

Учреждение приходских училищ, отнесенное на местные средства и предоставленное местной инициативе, не получило широ­кого развития; остальных школ к 1805 г. было: 6 универ­ситетов, 42 гимназии (не считая польских и литовских губерний и Прибалтийского края) и 405 уездных училищ.

В 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский уни­верситеты и педагогический институт в Петербурге, позже преобразованный в университет; в Вильне был учрежден университет с польским языком преподавания, в Юрьеве (Дерпте) был немецкий университет. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, с «попечителями» во главе. Фактическое руководство делом народного просве­щения (как и цензура выходящих книг) было в каждом округе предоставлено местному университету. Универси­тетский устав 1804 г. предоставил широкую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, деканов четырех факультетов и профессоров на вакантные кафедры.

Начало XIX века характеризуется быстрым культур­ным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных эконо­мических, политических, юридических и философских трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов раз­ных направлений («Вестник Европы», «Журнал Россий­ской Словесности», «Северный Вестник»).

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра.

Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важ­ными недостатками: недостаточно соглашались одни с дру­гими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые централь­ные ведомства, министерства явились единоличными учреж­дениями, а руководимые ими губернские учреждения сохра­нили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлек­шие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806—1807 гг.— в союзе с Пруссией.

Страницы: 1 2 3 


Князь Святослав. (945-972)
Сын Ольги и Игоря Святослав - самый легендарный из всех киевских князей, вновь вернулся к войнам. Традиционно историки выделяют три этапа во внешнеполитической деятельности Святослава: 1. Походы против своих ближайших соседей; 2. Дальние походы на восток - река Итиль (Волга), Хазарское (Каспийское) море, Сурожское (Азовское) море, ...

Александр I (1777-1825)
АЛЕКСАНДР I(1777-1825), российский император с 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-07 участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-12 временно сблизился с Францие ...

Военная реформа Петра 1 и расширение территории России в первой четверти 18 века
Как известно Северная война началась неудачно для России. С этого времени началась комплектоваться путем рекрутских наборов: с определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут, который обязан был в качестве рядового нести службу, пока позволяло здоровье. Позже срок службы был ограничен 25 годами. Офицерский состав комплектовал ...