Материалы » История Отечества от Киевской Руси до наших дней » Предпосылки преобразований Петра I

Предпосылки преобразований Петра I

На рубеже XVII–XVIII вв., обладая огромной территорией (от Восточно-Европейской равнины до просторов Сибири), имея впечатляющий запас природных богатств, Россия, тем не менее, серьезно отставала от ведущих европейских держав. Отставание проявилось и в неразвитости капиталистических отношений, и в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых, и в слабом развитии торговли с другими странами из-за невозможности выхода к Балтийскому и Черному морям, и в частых военных неудачах во второй половине XVII в. (из-за отсутствия регулярной армии и флота), и в низком уровне науки и просвещения. Технико-экономическая отсталость России была следствием тяжелых испытаний, выпавших на ее долю. Развитие государства надолго затормозило монголо-татарское иго. Страна на столетия оказалась оторванной от общения с Европой. Усугубляли положение и феодально-крепостнические отношения.

Однако уже во второй половине XVII в. в России появляются предпосылки для преобразований и проведения важнейших реформ. В первую очередь к ним относятся объективная потребность в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования, а также стремление не только оградить свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции, но и утвердиться в ранге сильной европейской державы. Реализация этих идей связана с реформаторской деятельностью царя Петра I (1672–1725). По мере того как Петр подрастал и уже мог претендовать на реальную власть, отношения между ним и Софьей становились напряженными и даже враждебными. Сторонники Софьи пытались заручиться поддержкой стрельцов, чтобы предотвратить переход власти к Петру. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. Петр получил сообщение о сборе стрельцов в Кремле и якобы об их намерении «извести» его. Перепуганный Петр спешно уезжает из села Преображенское в Троице-Сергиев монастырь в надежде найти там защиту. По его призыву туда прибывает мать – царица Наталья, бояре, «потешные» полки, служилые иноземцы и часть стрельцов. Перевес сил был явно на стороне Петра. Софья, поняв свое бессилие, прекратила борьбу за власть. Она была заточена в Новодевичий монастырь. Власть вновь перешла к сторонникам Нарышкиных, но Петр не сразу стал управлять государством, ибо у него были свои намерения, осуществлением которых он и занялся (кораблестроение, Азовские походы 1695–1696 гг. и заграничное путешествие 1697–1698 гг.)


Развитие России в начале ХХ века и основные предпосылки революции
Сегодня уже не вызывает сомнения, что на рубеже XIX-XX вв. перед Россией, как и перед многими другими странами мира, стояли три главные задачи: переход от традиционного общества к индустриальному и преодоление социокультурной отсталости, либерализация политического режима, признание и соблюдение основных прав человека и гражданина. По с ...

Образование Древнерусского государства. Формирование государственности
Жизнь в первобытном у восточных славян. обществе регулировалась общностью интересов его членов, обычаем, силой традиций и авторитета патриархальной власти старейшин. С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племён, их военная активность. Прежний механизм ...

Начальная школа
Первой ступенью общего образования являлась начальная школа. К 80-м гг. XIX в. в России функционировали следующие типы начальных учебных заведений: 94% всех школ этого уровня представляли одноклассные училища с курсом обучения в 1-3 года (приходские училища Министерства народного просвещения, земств и Св. синода); 4% — 2-классные с курс ...