Смутное время » Лжедмитрий II – Тушинский вор

Лжедмитрий II – Тушинский вор
Страница 2

Наличный состав армии самозванца поддается только крайне приблизительному подсчету. Будзило в своем подробном перечислении польских полков доводит общий итог до 8126 человек. Рядом с мастодонтами польской кавалерии казаки, несмотря на свой пестрый живописный костюм и вооружение, широкие красные шаровары, длинные черные куртки (киреи) и высокие бараньи шапки, длинные копья, кривые сабли и мушкеты или самострелы, метавшие убийственные стрелы, представляли довольно жалкий вид.

Шуйскому приходилось считаться с грозной силой. А между тем, когда эта армия, сосредоточившись между Орлом и Кромами, готовилась к наступлению, Василий Иванович еще упражнялся в опытах морального воздействия, хотя их первые результаты были далеко не утешительного свойства. Напротив, смущение и беспокойство усиливалось среди населения столицы. Устрашающие видения волновали умы. Под сводами Успенского собора сам Христос явился попу и объявил ему, что страшная кара падет на его отечество, ибо грехи его давно вопиют ко гневу небесному. Шуйский принял угрозу на свой счет и широко распространил известие о событии; духовные власти со своей стороны установили пятидневный пост и общее покаяние. Но это не помешало мятежникам закончить свои приготовления.

Весной 1608 года их армия выступила в поход по направлению к Болхову, крепости, прикрывавшей дороги из Польши к Туле. Войско Василия Ивановича под начальством братьев царя, Димитрия и Ивана Шуйских, и князя Василия Голицына, пыталось остановить нашествие, встретилось с авангардом, состоявшим главным образом из поляков. После двухдневной битвы, 30-го апреля и 1-го мая, войско Шуйского подверглось полному разгрому. Пять тысяч москвитян сложили оружие, согласившись целовать крест Лжедмитрию. Самозванец ускорил движение к Можайску. Он повсюду сыпал обещания, чтобы задержать поляков или привлечь под свои знамена крестьян: одним говорилось, что они будут вместе с ним царствовать в Москве, другим, что все земли и все дочери сторонников Шуйского перейдут в их распоряжение. И армия не встречала сопротивления.

1-го июня 1608 года мятежники расположились на берегу Москвы-реки почти в виду столицы. После различных операций, искусно отраженных воеводами Шуйского, они остановились у Тушина, между реками Москвой и Сходней, на выгодной позиции, хорошо оцененной Лисовским, при узле больших дорог на Смоленск и Тверь. Тушино! Эта местность обрекалась на печальную известность. Имя скромной деревушки сообщилось одной из самых мрачных страниц народной истории и самому претенденту: он обратился в "Тушинского вора", подобно тому, как его предшественник был "расстригой" для сторонников Шуйского, а впоследствии и для всех. Еще немного, и разбойник мог бы возложить на себя в Кремле шапку Мономаха. Тотчас по прибытии ночной атакой, умело подготовленной и яростно произведенной, Лжедмитрий рассчитывал ворваться в столицу. Но, превосходные воины в открытом поле, поляки еще раз показали свою неспособность приступать к крепостям, даже первобытным и плохо защищенным. Войско было вынуждено отступить в Тушино. При этом его численность неумолимо росла за счет знатных новобранцев, москвитян и поляков.

Однако поляки поняли, что у Лжедмитрия нет средств, что бы оплатить им затраты. Следовательно, нужно было любой ценой возвести его на престол. А потом потребовать свою долю как в деньгах, так и в обещанных землях. Правда, была проблема: кроме как ростом, Лжедмитрий II ничем не походил на Димитрия I. И хотя большое число людей признали в нем истинного царя, этого было недостаточно. Нужно было что-то большее, чем просто слова. И тогда разыскали Марину Мнишек, чудом уцелевшую после переворота. Под страхом пыток и расправы, ее заставили признать в Тушинском воре своего супруга. А чтобы Марину не мучили угрызения совести, ее тайно обвенчали с Лжедмитрием. От этого брака на свет появился сын Иван, прозванный в народе "варенком".

И тут-то поляки решились. Пока в России было противостояние Москвы и Тушино, пока народ решал, кому из царей верить, польские интервенты, используя имя Лжедмитрия, брали один город за другим. Но русский народ оказывал им сопротивление. Галич, Кострома, Вологда, Городец, Кашин отвергали самозванца и посылали в Москву грамоты и уверения в своей верности и разоблачая преступные замыслы вора. Но Шуйский не смог как следует воспользоваться этим внезапным подъемом народного духа. Он приказал своим "верным поданным" сплотиться для избавления столицы от врага, где, впрочем, как он уверял, "все обстоит благополучно". Но дела шли далеко не так хорошо, как этого хотел бы Шуйский. Страна была в бедственном положении. Видные польские деятели уже давно делили между собой русскую землю, самозванец собирал армию для захвата Москвы. Как и первый Димитрий, вор обещал соратникам неслыханное богатство кремлевской казны. Но до нее надо было добраться. Конечно, признание Марины в нем супруга первое время вносило весомый вклад в кампанию. Но его отношения с поляками насторожили простой народ. Люди хотели видеть русого царя, а не польского захватчика. Назревал народный бунт…

Страницы: 1 2 


От первобытности – к цивилизации
Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. ...

Завоевание Китая
Чингисхан задумывает вторжение в империю китайских татар (киданей), ранее отвоевавших Северный Китай у династии китайских императоров Сун, давних врагов кочевников, и создавших свое государство. Первым шагом стало покорение западной части государства тангутов Си-Ся. Захватив несколько укрепленных городов, летом 1208 года "Истинный ...

Общественная мысль в России 30-50-х гг. XIX века
Консервативная мысл - теория С.С. Уварова "официальной народности", целью которой являлось: "Изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение, от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в оных душах разумное уваже ...