Материалы » Социально-экономическое состояние Тувы в начале XX века » Социальная структура Тувы в начале ХХ века

Социальная структура Тувы в начале ХХ века
Страница 2

Самой бедной и бесправной прослойкой тувинского населения были люди, батрачившие на баев. В их обязанности входило выполнение различных домашних работ – установка юрты, ее уборка, ношение воды, заготовка дров, приготовление еды, чистка загонов для скота и т.д.

Араты, полностью лишенные средств производства, составляли слой батрачества. Они нанимались к баям и зажиточным середнякам в работники по уходу за скотом, женщины доили коров, готовили пищу и т.д. Наемный труд, как известно, является одним из показателей капиталистического развития. Если в конце ХIХ века встречались отдельные случаи работы по найму, то в начале ХХ века они участились.

Кроме тувинского населения, в начале ХХ века жили в Урянхайском крае и русские.

Развитие в Туве золотопромышленности, сельскохозяйственных и торговых предприятий, научных исследований и особенно переселение крестьян способствовало установлению широких связей Тувы с Россией.

Первые связи между русскими и тувинцами установилась на пороге XVI – XVII веков. Вплоть до середины XVIII века они носили неустойчивый характер. С установлением в 1757г. русско-китайской границы по Саянам зародилась торговля тувинцев с казаками из русских пограничных поселков. Но велась она редко и в небольших размерах.

Вступление России после 1861 г. в эпоху капитализма вызвало ускоренное развитие ее окраин. Это, в частности, проявилось в массовом заселении и хозяйственном освоении русскими крестьянами граничащего с Тувой Усинского края. С этого времени русско-тувинские отношения вступили в новый этап. Они приняли постоянный характер и начали развиваться вширь и вглубь. Усинский край в силу его географического и социально-экономического положения стал опорным пунктом русской колонизации в Туве.

Еще в конце 30-х гг. ХIХ в. русская золотопромышленность пустила корни в Туве. В начале ХХ века на приисках Усинского края и Тувы насчитывалось до 500 рабочих.

Тяжелые условия работы, низкая оплата труда и произвол приискового начальства вызывали стихийные протесты рабочих, крестьяне уходили в Туву. [22, С. 8]. Так и началось внедрение в Туву русского народа.

С начала 80-х годов ХIХ в. началось стихийное переселение русских крестьян-земледельцев в Туву. В 1885 г. на р. Туране и в 1886 г. на р. Уюке были образованы первые русские поселки земледельческого типа. В период с 1886 по 1889 гг. сложился небольшой поселок из пяти семей на р. Сейбе на Тодже. Все три поселка получили одноименные рекам названия. За период 1886-1905 гг. сюда переселилось 190 семей, с 1906 по 1911 гг., когда в долинах основных притоках Енисея возникли первые поселки, прибыло еще 330 семей. [9, С. 176]

Обратимся к выяснению вопроса о составе переселенцев. В. Родевич в своем «Очерке Урянхайского края» (1910) писал, что переселенцы в Туве «разноплеменны и разнородны». [39, С. 259]. Среди них – староверы из долины Уса, купцы из Минусинска, казаки из Абаканской и Тубинской степи, крестьяне из деревень Присаянья (Каратузы, Кужебара, Означенного, Казанцева и др.). Им же отмечено оседание и бывших рабочих закрытых золотых приисков.

В докладе одного из царских переселенческих чиновников (1916 г.) Иркутскому генерал-губернатору говорится: «Населения Урянхайского края в значительной мере состоит из выходцев соседней Енисейской губернии, на втором месте состоит Томская губерния и только 30% русских жителей – выходцы других губерний Сибири и Европейской России». Абсолютное большинство выходцев из Енисейской губернии являлось жителями Минусинского уезда. Среди них преобладали бедняки.

Таким образом, за 1900 по 1914 гг. русская колония в Туве состояла из представителей антагонистических классов: промышленников, купцов и кулаков с одной стороны, рабочих и трудовых крестьян – с другой. Последние составляли подавляющее большинство. Крестьяне на 50% были бедняками, на 40% - середняками и на 10% - кулаками. [15, С. 16]

В отличие от представителей эксплуататорских классов, с их хищническим, грабительским отношением к экономическим ресурсам Тувы, трудовые крестьяне ощутимо способствовали подъему ее производительных сил.

В результате крестьянского переселения, создания первых промышленных очагов Тува стала объектом приложения сил российских рабочих и крестьян. По данным В. Родевича, в 1908 г. русскими крестьянами было распахано до 3 тыс. десятин и засеяно до 1 тыс. десятин, построено 116 населенных пунктов. Тесная связь трудового населения Тувы и Усинского округа определялась также и тем, что эти два края исторически составляла по сути дела один этнический регион.

Страницы: 1 2 


Ленинград в годы войны
Германский генеральный штаб и сам Гитлер не без удовольствия подбирали названия своим военным планам. План захвата Польши назывался Вейс (белый), Франции, Голландии и Бельгии - Гельб (жёлтый), женским именем Марита - называлась операция по захвату Греции и Югославии. Для плана войны против СССР немецкие военачальники выбрали прозвище с ...

Сварог
Сварог - бог огня. Один из главных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на санскрите — небо, небесный свод, «var» — огонь, жар. Отсюда идут и все славянские производные — варить, сварганить, верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» — у индоевропейцев мать-прародительница). В уже более позднее время Сварог переменил ...

Общественный строй Киевской Руси и правовое положение социальных групп
В Киевской Руси IX-XII вв. еще не сформировались сословия - замкнутые группы населения с присущими только им правами и обязанностями. Для сословий характерна наследственность статуса и наличие препятствий, затрудняющих переход в другую социальную группу. В среде же древнерусского населения нельзя найти сословных различий. Тем не менее, ...